2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Органы исполнительной власти субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

Общая иерархия в системе органов исполнительной власти субъектов РФ.
1) Высшее должностное лицо субъекта – общая компетенция  
2) Высший исполнительный орган власти – общая компетенция
3) Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
4) Территориальные органы – только специальная компетенция

Законодательство, регулирующее систему органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Конституция заложила основу совместного регулирования этих отношений. Механизм разграничения полномочий – регулирование общих полномочий на уровне ФЗ, детальное регулирование – на уровне субъектов. 
Роль общих принципов выполняет ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов власти субъектов РФ». 
=> особенности федеративного устройства РФ. Общие принципы очень конкретные. Субъектам остается только устанавливать свое наименование (и то не всякое), и при этом КС ни разу не поддержал попытки субъектов сказать, что федерация вмешивается в регулирование вопросов субъектов. 
2. Конституция или устав субъектов – обязательны.    
3. Закон субъекта о системе исполнительной власти – определяет, возможно ли создание коллегиальных центральных исп.органов или нет. Субъект может установить коллегиальный или единоначальный орган, но на практике в основном единоначальный.
4. закон субъекта о высшем исполнительном органе. Пример: «о правительстве свердловской области»
5. Закон субъекта о высшем должностном лице субъекта
6. Высшее должностное лицо утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов.
- понимание системы и структуры на уровне субъектов аналогично федеральному. Система в данном контексте = виды органов исполнительной власти, структура = конкретный перечень органов.
- в отличие от федерального уровня система ОИВ должна быть установлена на законодательном уровне. 
[Территориальные органы высшего исполнительного органа – например, т.н. управленческие округа в Свердловской области. Их руководители не входят в состав правительства, но их статус остался таким же. Их компетенция также производна от компетенции Высшего исполнительного органа => общая компетенция]. 
По обязательности исполнительные органы субъектов РФ можно разделить:
1. Высшее должностное лицо – необязательно
2. Высший исполнительный орган субъекта РФ – обязательно
3. Территориальные органы высшего исполнительного органа субъекта – необязательно
4. Центральные органы исполнительной власти специальной компетенции – обязательные и могут создавать по своему усмотрению.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (общая характеристика)
Для регулирования статуса ВДЛ необходимо принятие закона субъекта РФ, если соотв.должность в субъекте предусмотрена. Должности ВДЛ в субъекте может не быть. Если ВДЛ нет, то его полномочия осуществляет руководитель высшего исп.органа (ВИО). Если данная должность уставом предусмотрена, то ограничиваться только уставным регулированием нецелесообразно. Более детальное регулирование д.иметь место: это м.б. з-н субъекта о ВДЛ, определенный блок норм в з-не, посвященному ВИО, или в з-не о системе исполнительной власти в субъекте федерации. 
Данные акты должны определить компетенцию ВДЛ, детализировав её по отношении к уставу/конституции суб-та, обеспечить в/связь с черт знает чем, установить правила публичной деятельности ВДЛ. Проблема – ВДЛ не является гос.служащим – общее регулирование на него не распространяется. Какие гарантии, компенсации, режим труда и отдыха и т.д. Необходимо определить правовое положение и принципы организации деятельности аппарата ВДЛ. 
ВДЛ суб-та – ОИВ. Наличие у ВДЛ представительских полномочий или полномочий в отношении иных ветвей власти (формирование избирательной комиссии и т.д.) не меняет его статуса как ОИВ. 
4 базовых схемы взаимодействия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта РФ. 
1. Схема, при которой ВДЛ на основе единоначалия руководит ВИО, который не является коллегиальным. Как правило, наименование ВДЛ – глава администрации или губернатор. ВИО именуется администрация. Иногда в качестве администрации понимается совокупность центральных ОИВ субъекта РФ. На практике происходит ещё какая-то хрень, когда кто-то куда-то входит, но это незаконно.
- Широкие кадровые полномочия по назначению заместителей ВДЛ, руководителей структурных подразделений аппарата администрации и центральных исполн.органов субъекта спец.компетенции. Нехарактерно согласование кадровых решений с представительным органом и каким-либо иным должностным лицом в системе ОИВ. 
- В рамках этой схемы ВДЛ самостоятельно распределяет полномочия между своими заместителями, иными должностными лицами, самостоятельно контролирует их деятельность, самостоятельно утверждает положения о центральных ОИВ субъекта и основных структурных подразделениях администрации. 
- Реализация нормотворческих полномочий ВИО осуществляется, как правило, в форме актов ВДЛ. => в соотв.с ФЗ № 184 ВИО наделен нормотворческими полномочиями и ВДЛ тоже. Формально оба органа наделены, но фактически ВДЛ возглавляет администрацию и мнение администрации его не интересует. => Администрация самостоятельно акты не создает. Если надо – ВДЛ принимает. Или Администрация создает, но ВДЛ подписывает. => жесткая централизованная система, при которое подавляющая часть решений замыкается на ВДЛ, что приводит к существенному ограничению правосубъектности ВИО. 
2. Система исполнительной власти, в которой ВДЛ возглавляет коллегиальный ВИО, при этом конституцией или уставом предусмотрена отдельная должность руководителя ВИО, которую замещает иное лицо. «Возглавляет, но не руководит». П: Свердловская область.
Данная схема была предметом суд.оспаривания – протест прокурора Свердловской области и Свердловский областной суд, а затем Верховный суд сказали, что данная схема не противоречит ФЗ № 184. 
- ВДЛ в большей степени выполняет функции координатора ветвей власти и при этом освобождается от повседневных обязанностей по руководству ВИО. ВДЛ определяет основные направления политики, а непосредственную реализацию осуществляет ВИО. Сущ-ют аппараты (у обоих), которые обеспечивают их деятельность. С политич.точки зрения это всегда борьба между администрацией губернатора и ВИО. 
- Также в рамках этой системы необходима регламентация процедур в/д ВДЛ и ВИО. 
3. ВДЛ одновременно занимает должность руководителя коллегиального ВИО
Основная часть полномочий у ВИО, а ВДЛ организовывает работу ВИО. 
4. ВДЛ нет вообще. А его полномочия осуществляются ВИО.
Исполнение обязанностей ВДЛ при его отсутствии:
Не все полномочия ВДЛ могут быть реализованы лицом, его замещающим.
И.О не вправе подписывать те акты, совершать иные юрид.действия, которые согласно зак-ву РФ и субъектов отнесены к исключительной компетенции ВДЛ. 
Исполнение обязанностей предназначено для осуществления организационно-представительских и внутриаппаратных функций. Но не может за ВДЛ издать вышеаппаратный акт.
Основная функция  - обеспечение непрерывности функционирования системы исполнительной власти. 
Высший исполнительный орган
Обязательный элемент системы органов исполнительной власти субъекта РФ. Ключевые признаки: всегда формально орган власти, наделенный нормотворческими полномочиями. При этом, исходя из ст. 20 ФЗ № 184, его структура и порядок формирования ВИО определяются законом субъекта РФ. 
В практике вопрос об участии представительного органа в формировании ВИО. ПКС по Алтайскому делу. Может; только в опред. пределах и не может отправлять в отставку. 
ВИО характеризуется двумя категориями: состав и структура самого органа. Под составом ВИО понимается совокупность видовых гос.должностей, являющихся по статусу членами ВИО. 
Структуру ВИО образует перечень гос.должностей  с указанием их иерархической взаимосвязи и функциональной роли в государственном органе. 
Центральные органы исполнительной власти субъектов специальной компетенции
Закон субъекта «О системе исп.власти в субъекте РФ». Самый многочисленный вид органов исп.власти (от 15 до 40). 
2 группы:
1. органы исп.власти, которые субъект обязан образовать в соотв.с зак-вом РФ
2. органы исп. власти, которые субъект м.образовывать по своему усмотрению. 
Хотя субъект формально свободен, фактически фед.законодательство обеспечивает вторжение федерации в установление своей системы органов гос.власти. 
Формально субъект сам определяет, нужен ему орган образования или нет. Но в законе есть полномочия, которые субъект обязан исполнять => нужен орган. Т.е. федерация определила.
Единого перечня ЦОИВ нет. 
Обязанность создать определенный орган м.б. сформулирована двояко: 
1. когда в законодат.акте закреплены полномочия, но сам орган не называется. В таком случае у субъекта есть выбор: создать ли отдельный орган (министерство образования субъекта), или передать соотв.блок полномочий иному органу исп. власти (мин-во по соц вопросам республики имеет полномочия по образованию, соц защите и т.д.). Единственное ограничение – полномочия д.б. переданы ЦЕНТРАЛЬНОМУ органу. 
2. Встречается реже. Прямо говорят, что д.б. создан орган в опред.сфере. Федерация понимает, что напрямую указывать субъекту – не соответствует Конституции РФ. (Орган тарифного регулирования – д.б. отдельный орган тарифного регулирования). 
Обязанности устанавливаются  отраслевым законодательством + 184-ФЗ, в котором указаны делегированные полномочия, кроме которых никакие полномочия не могут быть делегированы + соглашение м/у субъектом и РФ. 
Перечень вопросов, по которым д.б. созданы органы или органы, которым передаются полномочия (1 группа):
- образование
-  здравоохранение
- культура спорт туризм
- органы управления имуществом субъекта
-  по ЧС
- по управлению финансами
- в сфере ветеринарии
- органы ЗАГС
- органы тарифного регулирования
- органы в области жилищного надзора
- по самоходной технике 
- социальное обслуживание
- лицензирование
2 группа органовкоторые субъект может создавать по своему усмотрению. Как правило, императивного указания, что субъект д.создать органы, нет. 
Сюда относятся вопросы эконом.развития – субъект может и не создавать эти органы.
- С/х и агропромышленный комплекс.
- промышленность, строительство, транспорт, энергетика, дорожное хозяйство
- региональное регулирование в/д с муниципалитетами. 
- поддержка предпринимательства
Конкретные органы и полномочия федеральным законодательством не определены. 
Если субъект не создает эти органы – эти отношения не регулируются. 
У органов спецкомпетенции есть ещё и территориальные органы. Не все центральные органы имеют территориальные органы;  их имеют меньшинство. 
Возникает вопрос: в области есть орган управления лесными отношениями. Кто принимает заявки? Есть унитарные предприятия – функция лесничеств. Могут ли предприятия принимать заявки? Верховный суд сказал, что это властное полномочие и не м.б. передано предприятиям/учреждениям. 

Смотрите также: Система исполнительной власти в РФ.
Смотрите также: Понятие и виды органов исполнительной власти в РФ.
Смотрите также: Понятие и признаки исполнительной власти (соотношение с государственным управлением).
Смотрите также: Правовой статус органов исполнительной власти.
Смотрите также: Компетенция Правительства РФ в системе исполнительной власти.