Административное принуждение. Административно-правовое принуждение. Понятие, принципы и меры. |
Административное принуждение - это метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Административное принуждение является видом государственного принуждения.
Принципы установления мер административного принуждения
Применение мер административного принуждения.
Само применение представляет собой выбор конкретным должностным лицом той или иной меры административного принуждения в зависимости от ситуации.
Должно учитываться:
1. Соразмерность мер административного принуждения. Меры административного принуждения должны быть соразмерна характеру правонарушения или степени угрозы.
2. Принцип экономии репрессий. Когда есть возможность из нескольких мер принуждения, то выбирать следует наименьшую из тех, которые обеспечивают достижение цели. Применение каждой более жесткой меры должны быть обоснованными. Если принуждение применяется в процедурной форме (лишение права осуществления определенной деятельности) и выбор: предупредить или лишить => решается какое нарушение, и т.д.
3. Применение мер принуждения может комбинироваться, исходя из необходимости достижения поставленной цели. Если нужно пресечь противоправные действия (человек буянит в состоянии алкогольного опьянения), предупредили, применили боевой прием борьбы, применили наручники => комбинирование. Комбинироваться могут все меры принуждения, кроме мер ответственности. В отношении мер ответственности – специальные правила.
Основания для применения мер принуждения.
В вопросе об основаниях мер принуждения существуют 2 точки зрения:
1. применение мер принуждения связано с правонарушением. Т.к. применяется дополнительная мера воздействия на лицо, которое не соблюдает установленное правило поведения. Д.Н. Бахрах. Все что выходит за рамки правонарушения – иные меры управленческого воздействия.
2. основанием для применения мер административного принуждения может быть:
- правонарушение – как административное, так и уголовное, и налоговое, и финансовое.
- объективно противоправное деяние.
- наличие обстоятельств, создающих условия для совершения правонарушения
- наличие существенных угроз жизни и безопасности чел-ка и/или общества.
В рамках обеих точек зрения основанием для применения могут выступать следующие обстоятельтсва:
1) наличие реальной угрозы общественной безопасности со стороны чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного характера.
2) правонарушение, объективно противоправное деяние или угроза их совершения.
3) усмотрение должностного лица, осуществляющего принудительную или контрольно-надзорную деятельность. Пример: ДПСник останавливает по своему усмотрению машину для проверки документов.
4) меры процессуального принуждения, которые заключаются в наступлении для лица неблагоприятные последствий в результате невыполнения им опред.требований, установленных в административной процедуре. П: гр-н обязан явиться в учреждение занятости, он не является => неблагоприятные последствия и ему отказывают в постановке на учет в качестве безработного.
5) (?) нарушение общественного порядка, не связанное с совершением правонарушения конкретными лицами. Действие, отклоняющееся от обществ.порядка. В основном в Европе применяется. Оценка такого действия базируется на уровне правосознания правоприменителя.
Виды мер административного принуждения
1. Меры административного предупреждения. Основная цель – предупредить наступление неблагоприятных последствий или совершение правонарушения.
2. меры административного пресечения. Направлены на прекращение противоправных действий, которые уже имеют место.
3. меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Функция – обеспечить правильное и своевременное производство по делу, а также исполнение решения.
4. меры административной ответственности. Возложение неблагоприятных последствий на субъекта, совершившего правонарушение
5. меры административного восстановления. Направлены на то, чтобы привести ситуацию в первоначальное состояние, существовавшее до нарушения.
Меры административного предупреждения
Цели:
Цель 1. предотвращение возникновения правонарушений.
2 подгруппы:
1) контрольно-предупредительные меры, которые применяются в тех случаях, когда есть или реальное предположение о возможности нарушения правил и норм.
2) проведение проверочных мероприятий без наличия реальной угрозы (плановые проверки).
Цель 2: В рамках 2ой цели административного принуждения – оперативно-защитные меры, которые применяются, если есть реальная угроза возникновения/развития экстраординарной ситуации природного/техногенного характера.
Безотносительно наличия правонарушения.
Данная группа мер принуждения реализуется посредством издания правоприменительных актов и совершения простых административных действий.
Очень часто индивидуальные акты затрагивают неопределенный круг лиц (объявление карантина на опред.территории)
Меры административного восстановления
- принудительные меры, применяемые во внесуд. порядке ПА-цией, направленные на восстановление изначально существовавшего прав. состояния.
Самовольное занятие ЗУ – незаконно построенное здание, неизвестен собственник – решение ГА о сносе.
«О материальной О военнослужащих» - в рамках определённой стоимости путём приказа командира возмещается вред, причинённый военнослужащим.
Административное принуждение всегда путём вынесения индивидуальных актов.
Смотрите также: Административное правонарушение.
Смотрите также: Административная ответственность.
Смотрите также: Административное принуждение - презентация по административному принуждению.
Смотрите также: Административная процедура.
Смотрите также: Индивидуальные акты. Административное право.
Смотрите также: Мера административного пресечения.
|