2XH.RU Юридические дисциплины Административное право Правовой статус органов исполнительной власти.
Правовой статус органов исполнительной власти.

У органов исполнительной власти можно выделить 2 вида построения  оргструктуры:

- линейная структура. Руководитель отвечает за работу органа в целом, управленческое воздействие оказывает в целом на подчиненных. У руководителя есть право привлечения к дисциплинарной ответственности, и имеет место последовательное соподчинение нижестоящих руководителей вышестоящим. 
- функциональная структура. Когда руководитель органа назначается линейным руководителем по согласованию с функциональным. (рук-ль подразделения ДПС-ГИБДД назначается рук-лем территориального органа, но кандидатура согласовывается с начальником ГИБДД по субъекту).
Виды структурных подразделений, которые есть в органе исполнительной власти:
1. руководство. Включает в себя руководителя, заместителей руководителя. Каждый заместитель и рук-ль представляет собой самостоятельную структурную единицу. Он не включен в какое-то структурное подразделение. Заместители подразделяются на: 
- первых заместителей – осуществляют полномочия руководителя в полном объеме в случае его отсутствия. Может быть несколько первых. Но д.определяться кто первее. 
- простые заместители
- заместители, решающие определенные вопросы
2. Структурные подразделения органа исполнительной власти. Подразделяются на:
- оперативные структурные подразделения, которые решают все текущие задачи,
связанные с деятельностью органа
- функциональные структурные подразделения – решение обособленных вопросов,
не связанных напрямую с целями деятельности органа. Пример: бухгалтерия. 
- территориальные структурные подразделения. 
- материально-технические и вспомогательные подразделения (завхоз, охрана и т.д.)
Компетенция органов исполнительной власти.
Компетенция происходит от латинского термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации/власти. 
2 категории:
Полномочия (раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят. 
Виды полномочий:
- по функциональному назначению:
1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения
2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).
3. контрольно-надзорные полномочия – могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил -  хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности). 
4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии). 
- по способу закрепления:
1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Используется в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон). 
2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.
3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов. 
4. договорные полномочия. 
- по порядку реализации:
1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение. 
2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного. 
3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.
4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение. 
 
Подведомственность (предметы ведения)– круг дел, которые могут решаться с использованием полномочий.
Виды подведомственности: 
1. функциональная – в рамках иерархии ОИВ. (Что подведомственно фед. уровню, региональному, территориальному). По характеру дел. 
2. территориальная. Пример: по месту совершения, по месту регистрации и т.д. 
- по кругу субъектов:
1. исключительная (никакой другой орган, кроме этого не вправе). 
2. совместная
2.1.альтернативная – в зависимости от опред. обстоятельств дело будет рассмотрено или одним органом, или другим. 
2.2. конкурирующая – когда дело может быть рассмотрено двумя разными органами и будет рассматривать тот, кто первый принял его к своему рассмотрению. П: центральному ОИВ подведомственно рассмотрение тех же дел об админ.правонарушениях, что и территориальным. Кто первый встал – того и тапки. 
 
смотрите также: Система органов исполнительной власти в РФ (административное право).
смотрите также: Понятие и признаки исполнительной власти в России.
смотрите также: Органы исполнительной власти в Российской федерации.
смотрите также: Правовой статус органов исполнительной власти.
смотрите также: Правительство РФ: понятие, состав и структура.
смотрите также: Компетенция Правительства РФ.
смотрите также: Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.
смотрите также: Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
с
мотрите также: Федеральные министерства.
смотрите также: Федеральные службы

.Правовой статус органов исполнительной власти в РФ